Апрель 1989 - Ноябрь 1989. ССВ-501 "Запорожье". Горячие Ручьи - Гавана - Съенфуэгос - Горячие Ручьи.
Как оказалось мне довелось быть участником одного из последних походов разведывательных кораблей. Честно сказать мы
как-то мало интересовались информацией об истории кораблей истории бригады, что только сейчас начинаешь понимать,
насколько важным делом занимались.
Поход начался 12 апреля 1989 года. Конечно, только для тех, кто испытал на себе знакомо то чувство когда уходишь
больше чем на пол года с четырьмя заходами по пять суток каждый, и больше никаких связей ни с домом, ни с родными.
В апреле на севере погода противная хоть солнце и светит, но ещё холодно. А с выходом в море начинается путь к
экватору и с каждым днём всё теплее и теплее. Проходя Фареро-исландский противолодочный рубеж нас забросали буями
Орионы (самолёт БПА) до Азор дошли без приключений.
От Азорских островов начали переход к ВПСу. Всё свободное время вся команда, истосковавшаяся по теплу загорала, и
старые моряки вместо вахт старались попасть на корабельные работы. Экипаж состоял из срочников тех, кто прослужил два,
полтора, и основная масса 70% годиков прослуживших один год самые молодые.
На дежурстве мы меняли Беломорье и им должны были передать муку, так что пришлось швартоваться борт к борту, наверно
до сих пор там наша отметка есть. На переходе заболел матрос Труш, парнишка из Белоруссии его так прихватило, что
запросили вынужденный заход в Гавану. Поэтому нас встречали представители посольства и скорая помощь.
Так нам довелось увидеть Гавану. Стояли мы в самом центре напротив крепости. Отдыхать возили на пляж Санта Мария, если
я не ошибаюсь. Побывали в аквариуме, дельфинариуме и зоопарке. Ходили по городу.
Потом было много всего ходили то к Норфолку, то к мысу Канаверал. Из памятных событий в районе Майами подобрали
кубинских беженцев, Гольфстримом их несло вдоль побережья США. Они уже были никакие без воды несколько суток.
Практически в бессознательном состоянии. На борт мы их поднимать не стали, а вызвали Береговую охрану и оказали первую
мед помощь, а потом сдали в США. Тем сразу попали в историю. Нас показывали по телевизору, радио «Свобода» рассказала,
как мы издевались над кубинцами, прежде чем сдать их не давали им воды и никакой помощи не оказали. Потом был ещё
случай, вытащили беженцев между Кубой и Флоридой. Предлагали Американцам, но те не взяли. А кубинцы прислали катер и
задержали хлопцев.
Потом был заход в Гавану там, на одном из сходов ребята раздобыли спиртного в приличном количестве и тут начались …
Потом ещё были заходы в Сьенфуегос, отдыхать возили на Ранчо Луна и на дальний пляж Плая Ларга.
Что ещё запомнилось, что как вы помните, 89 год был началом активной фазы перестройки, получаем газеты из Союза и
глазам своим не верим. В магазинах нет мыла ещё 4 месяца назад от него ломились прилавки, а сейчас вводятся талоны,
исчез сахар, шампунь, сигареты итд. Для нас это всё было непонятно, у нас тоже начались проблемы с куревом. Во время
захода достали пачек тридцать, но на всех это капля в море. Процветал натуральный обмен одна сигарета палка копчёной
колбасы или бутылка вина. Вот такая инфляция, но потом не было и этого, так что всем пришлось бросать курить.
Вернулись из похода числа 26 ноября, сразу поставили на профилактический ремонт в завод.
Вот такое получилось повествование, конечно, всего не перескажешь, да и не забылось многое. Если что не так прошу
извинить я все-таки не писатель. Хотелось бы почитать про другие походы, про отряд ведь он существовал с довоенных
времён. Кому интересно пишите, спрашивайте. Интересно узнать с кем что стало, как кто живёт.
854х593, 117,7 Кб
811х597, 71,3 Кб
876х593, 111,9 Кб
Первый заход в Гавану.
Списание заболевшего матроса на берег (скорая у причала).
"Запорожье" у гаванского причала.
Первый заход в столицу Кубы.
В. Мушников с кубинскими полицейскими (Гавана).
841х593, 87,4 Кб
880х606, 67,3 Кб
448х291, 50,6 Кб
Вахтенный у трапа.
Гаванский причал.
Пляж Санта-Мария под Гаваной.
Экипаж на отдыхе.
Экипаж "Запорожья". Ютовая швартовая команда. Гавана, 1989 год.
448х290, 62,5 Кб
301х448, 35 Кб
1024х547, 73 Кб
В порту Гаваны.
1989 год.
Моряки "Запорожья" на улицах Гаваны. 1989 год.
ССВ-501 у топливного причала в Съенфуэгосе. 1989 год.
 
Ноябрь 1991 - Февраль 1992. ССВ-501 "Запорожье". Горячие Ручьи - Съенфуэгос - Горячие Ручьи.
"Запорожье" вышел из Горячих 20 ноября 1991 года. Вдоль побережья Норвегии шли при 3-4 баллах - команда в основной массе "прикачалась" за 3-4 дня. У Азоров встали, как принято, на суточную профилактику перед броском к Восточному побережью. Но что-то там механики намудрили с регламентными работами и собрать, то, что разбирали не смогли. В итоге прележали в дрейфе 3-е или 4-е суток. Все это время стоял восхитительный штиль, океан - как зеркало. Пошли слухи, что через несколько дней нас может взять на буксир и оттащить домой переходивший в это время с ЧФ на СФ "Адмирал Кузнецов". Но в итоге все разрешилось благополучно - после упорных совещаний с флагманскими механиками в Горячих пароход все-таки собрали. "Запорожье" двинулось в путь.
В Съенфуэгос пришли как раз перед самым Новым Годом, нас там уже ждал собирающийся домой "малыш" 506-й (если не путаю). А перед Наветренным проливом еще несколько часов лежали в дрейфе - корабельная медкоманда вырезала одному из моряков аппендикс - успешно.
Отпраздновали вместе с коллегами Новый Год у причала, обменялись корабельными псами. И тут такая оказия вышла - в дорогу никто наш пароход снабжать топливом не захотел (если помните, как раз в эти дни Союз распался на СНГ - с этим все было связано). Мы отдали часть топлива "малышу" и он отправился к родным берегам.
501-й простоял в Съенфуэгосе еще дней десять в ожидании разрешения топливной проблемы. Моряков все это время регулярно возили на пляж. Сначала 2 раза в день, до и после обеда. Но так как моральный облик команды начал быстро падать, количество выездов через пару дней сократили до одного в день. По крайней мере половина экипажа (та, естественно, что оставалась на корабле, теперь оставалась относительно боеспособной).
В 10-х числах января было принято решение сниматься с якоря и идти в сторону Старого Света на встречу с нашим заправщиком. ССВ-501 10-го января 1992 года последним покинул кубинские берега, так и не успев заступить на дежурство.
В Наветренном проливе при почти штилевой погоде (1-2 балла) на ровном месте наш молодой рулевой умудрился заложить крен в 35 градусов (если помните, критический угол у 394Б проекта - 45). Досталось ему, конечно, потом. Обратно шли уже не таясь и не избегая торговых трасс, весь путь мимо нас постоянно шныряли разнообразные сухогрузы и т.д.
Примерно за неделю до встречи с заправщиком на "Запорожье" перешли в режим экономии топлива - отключили энергию, кажется, на всех постах Служб. А тут еще и шторм надвигался. Обходить район ненастья, как я понимаю, запасы топлива уже не позволяли и пароход пошел напролом. Пару дней корабль боролся с 9-балльным штормюгой. Поборол. Через пару дней буря утихла и нас благополучно дозаправили (пароход какой был не помню уже).
По пути домой "Запорожье" покружил еще денек у какого-то из попавшихся на пути Азорских островов и двинулся на родину. И в конце февраля - начале марта 1992 (уточню еще) встал на якорь в Горячих Ручьях.
И еще одна история. По пути домой, уже после дозаправки, руководство приняло решение, что коли уж Союз развалиллся, то не гоже нам, российским морякам ходить под отличным от Андреевского флагом. Сказано - сделано. Простыня и синяя ткань - флаг готов и поднят. Рвались они, правда очень быстро, так что несколько штук из изготовили. Помнится, что "Орионы" еще над нами очень долго кружили, видимо, затрудняясь определить национальную принадлежность судна. За пару дней до захода в Кольский залив все-таки спохватились и подняли снова военно-морской (официальная смена флага произошла, если помните в 1992 году на День ВМФ).
Так что, вполне возможно, из всего современного российского флота первым поднял Андреевский флаг именно ССВ-501.
Очевидцев похода, если что напутал - просьба уточнить....
800х533, 126,9 Кб
1280х822, 495 Кб
1600х620, 277 Кб
"Запорожье" у причала в Съенфуэгосе.
Январь 1992 года.
ССВ-501 покидает бухту Съенфуэгоса, чтобы уже никогда туда не вернуться. 10 января 1992 года.
Нас покидает "малыш" - уходит домой...
         
1600х1032, 382 Кб
1280х813, 206 Кб
1280х805, 481 Кб
Последний взгляд на бухту Съенфуэгоса (10.01.1992).
Лоцман уже покинул борт (катер).
10.01.1992.
"Запорожье" отваливает от причала.
Порт. ССВ-501 стоял напротив этого причала.
 

 

 

Hosted by uCoz